СЕРЕБРЯКОВА ЗИНАИДА ЕВГЕНЬЕВНА
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B5%...
artcyclopedia.ru/serebryakova_zinaida_evgenevna...
Зинаи́да Евге́ньевна Серебряко́ва (девичья фамилия Лансере́; 12 декабря 1884, имение Нескучное, Белгородский уезд, Курская губерния, Российская империя — 19 сентября 1967, Париж, Франция) — русская художница, участница объединения «Мир Искусства», одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Ученица известного живописца О. Э. Браза.
Зинаида родилась 12 декабря 1884 года в имении Нескучном в одной из наиболее прославленных искусством семей Бенуа-Лансере. Её дед Николай Бенуа был знаменитым архитектором, отец, Евгений Лансере — известным скульптором, а мать — Екатерина Николаевна (1850 — 1933), сестра Александра Бенуа, в молодости была художником-графиком. Один из её братьев, Николай, — талантливый архитектор, другой, Евгений, сыграл важную роль в истории российского и советского искусства монументальной живописи и графики.
В 1900 году Зинаида окончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой.
В 1902—1903 она путешествует в Италию. В 1905—1906 занимается в Académie de la Grande Chaumière в Париже.
В 1905 Зинаида Лансере выходит замуж за студента (позднее железнодорожного инженера) Бориса Серебрякова и принимает его фамилию.
Со времён ученичества Зинаида старалась выразить свою любовь к красоте мира. Её ранние работы — «Крестьянская девушка» (1906, Русский музей) и «Сад в цвету» (1908, частное собрание) — рассказывают о её поисках и остром ощущении красоты русской земли. Эти этюды с натуры показывают, что, несмотря на молодость, её замечательный талант, её твёрдая рука и смелость были очевидны.
Zinaida Serebryakova (1914) At Breakfast.jpg
Широкую известность принес Серебряковой автопортрет (1909, Государственная Третьяковская галерея); впервые показанный на большой выставке, организованной «Миром Искусства» в 1910. За автопортретом последовали «Купальщица» (1911, Русский музей), портрет «Е. К. Лансере» (1911, частное собрание) и портрет матери художницы «Екатерина Лансере» (1912, Русский музей) — зрелые работы, твёрдые по композиции. Она вступила в общество «Мир искусства» в 1911, но отличалась от остальных членов группы любовью к простым сюжетам, гармонией, пластичностью и обобщениями в своих полотнах.
В 1914—1917 творчество Зинаиды Серебряковой переживало период расцвета. В эти годы она пишет серию картин на темы народной жизни, крестьянской работы и русской деревни, которая была так близка её сердцу: «Крестьяне» (1914—1915, Русский музей).
Наиболее важной из этих работ стала «Беление холста» (1917, Государственная Третьяковская галерея). Фигуры крестьянок, запечатлённые на фоне неба, приобретают монументальность, подчёркнутую низкой линией горизонта.
В 1916 Александр Бенуа получил заказ на роспись Казанского вокзала(*) в Москве, он приглашает Евгения Лансере, Бориса Кустодиева, Мстислава Добужинского и Зинаиду Серебрякову принять участие в работе. Серебрякова взяла тему Востока: Индия, Япония, Турция и Сиам аллегорически представлены в виде красавиц. В это же время она работает над большой картиной на темы славянской мифологии, которая осталась незаконченной.
В 1919 умирает от тифа её муж, Борис. Она остается с четырьмя детьми и больной матерью без средств к существованию. Голод. Запасы Нескучного разграблены. Нет масляных красок — приходится перейти на уголь и карандаш. В это время она рисует свое самое трагическое произведение — Карточный Домик, показывающий всех четверых осиротевших детей.
Она отказывается перейти на популярный у Советов футуристический стиль или рисовать портреты комиссаров, однако находит работу в Харьковском археологическом музее, где выполняет карандашные наброски экспонатов.
В декабре 1920 Зинаида переезжает в Петроград на квартиру деда. Ей повезло — в эту квартиру поселили «на уплотнение» не «новых хозяев жизни», а артистов театра МХАТ. В этот период она рисует на темы из театральной жизни.
Осенью 1924 Серебрякова выезжает в Париж, получив заказ на большое декоративное панно. Она собиралась вернуться в Россию, где остались её мать и дети. Однако вернуться ей не удалось, и она оказывается оторванной от Родины и детей (двух младших детей, однако, ей удалось вскоре вернуть). Все те небольшие деньги, которые ей удается заработать, она отправляет обратно в Россию. Проживает она в это время по Нансеновскому паспорту и лишь в 1947 получает французское гражданство.
Зинаида много путешествует. В 1928 и 1930 едет в Африку, посещает Марокко. Природа Африки поражает её, она рисует Атласские горы, арабских женщин, африканцев в ярких тюрбанах. Она также рисует цикл картин, посвящённый рыбакам Бретани.
Во времена хрущёвской оттепели власти СССР разрешают контакты с Серебряковой. В 1960, после 36 лет разлуки, её посещает дочь Татьяна (Тата), ставшая театральным художником во МХАТе. В 1966 большие выставки работ Серебряковой были показаны в Москве, Ленинграде и Киеве. Внезапно она становится популярной в России, её альбомы печатаются миллионными тиражами, а картины сравнивают с Боттичелли и Ренуаром.
19 сентября 1967 года Зинаида Серебрякова скончалась в Париже в возрасте 82 лет. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
В СССР и России были выпущены почтовые марки, посвященные Серебряковой.
КАРТОЧНЫЙ ДОМИК
КАПУСТА
За туалетом. Автопортрет. 1909
Автопортрет в костюме Пьеро.
Балетная уборная. Снежинки. 1923
Автопортрет в шарфе. 1911
Автопортрет с дочерьми. 1921
Автопортрет с кистью. 1924
Автопортрет. 1907
Аллегория лета. 1936-1937
Альпы. Деревня в Савойе. 1933
Англия. 1953
Аннеси. 1933
Араб на осле. 1932
Базар. Марракеш. 1928
Беление холста. 1916-1917
Беление холста1. 1917
Бретань. Городок Пон-л Аббе. Порт. 1934
Бретань. Лескониль. 1934
Бретань. Пляж в Камаре. 1926
Бретань. Пон-л Аббе. 1934
В балетной уборной (Большие балерины). 1922
Верблюды. 1932
Версаль. Крыши города. 1924
Версальский парк осенью. 1926
Весна в Крыму. 1914
Вид из окна. Нескучное. 1910
Вид на Петропавловскую крепость. 1921
Виноград. 1936
Водонос. Марокко. 1928
Горный пейзаж. Швейцария. 1914
Груши на ветках. 1930
Две марокканки. 1932
Девочка в розовом. 1932
Девочка с куклой. 1921
Девочки у рояля. 1922
Девочки-сильфиды (Балет Шопениана). 1924
Деревенская девушка. 1906
Диана и Актеон. 1916-1917
Еврейская девушка из Сефру. 1932
Жатва. 1915
Женевское озеро. 1954
Женщина с коромыслом. 1916
Задумчивый человек в голубом. Марракеш. 1932
Заплетающая косу. 1930
Зеленя осенью. 1908
Зима в Царском селе. Верхние ванны. 1912
Индия1. 1916
Индия2. 1916
Камеронова галерея в Царском селе. 1922
Кассис. Крестьянка с корзиной. 1928
Катя в голубом у елки. 1922
Катя с куклами. 1923
Катя с натюрмортом. 1923
Катя у кухонного стола. 1923
Коллиур. Мостик с козами. 1930
Корзина с виноградом на окне. Ментона. 1931
Корзина с дынями и кабачками. 1938
Корзина с сардинами. 1930
Корзина с цветами. 1934
Кормилица с ребенком. 1912
Крестьянка с квасником. 1914
Купальщица. 1911
Лежащая марокканка. 1932
Мальчик-музыкант. 1928
Марокканка в розовом платье. 1932
Марракеш. Вид с террасы на горы Атласа. 1928
Ментона. Пляж с зонтиками. 1931
Молодая женщина в белом головном уборе. 1928
Молодая марокканка. 1932
Монахиня из Кассиса. 1928
Мостик в Гатчине (Карпин пруд). 1923
Музыканты (араб и негр). 1928
На кухне. Портрет Кати. 1923
На лугу. Нескучное. 1912
На пляже. 1927
Напали на козлика серые волки. 1901
Нарцисс и нимфа Эхо. 1916-1917
Натюрморт Атрибуты искусства. 1922
Натюрморт с овощами. 1936
Натюрморт с яблоками и круглым хлебом. 1948
Натюрморт со спаржей и земляникой. 1932
Нескучное. Пахота. 1908
Нимфа Флора. 1935
Обнаженная с книгой. 1940
Обнаженная.
Овернь. Городок Эстенг. 1935
Озеро в Царском Селе. 1912
Окно. 1910
Освещенная солнцем. 1928
Отдыхающая негритянка. Марракеш. 1928
Париж. Люксембургский сад2. 1930
Пейзаж с рекой. 1910-1911
Пейзаж. Село Нескучное Курской губернии. 1916
Перед грозой (Село Нескучное). 1911
Погост. 1912
Порт в Коллиуре. 1930
Портрет А.А.Ахматовой. 1922
Портрет А.А.Черкесовой-Бенуа с сыном Александром. 1922
Портрет А.Д.Даниловой в театральном костюме. 1922
Портрет Б.А.Серебрякова. 1904
Портрет Б.Е.Поповой. 1941
Портрет Валентины Константиновны Ивановой в костюме испанки. 1924
Портрет Г.М.Баланчивадзе (Дж.Баланчина) в костюме Вакха. 1922
Портрет графини Р. Зубовой. 1939
Портрет Дамы с собачкой. И. Велан. 1926
Портрет дочери Кати. 1929
Портрет Е.Е.Зеленковой, урожденной Лансере, сестры художницы. 1913
Портрет Е.К.Лансере. 1911
Портрет Е.М.Эдвардс, в замужестве Соколовой. 1912
Портрет Е.Н.Гейденрейх в белом парике. 1924
Портрет Е.Н.Гейденрейх в голубом. 1923
Портрет Е.Н.Гейденрейх в красном. 1923
Портрет Жени Серебрякова. 1909
Портрет композитора С.С.Прокофьева. 1926
Портрет Лолы Браз. 1910
Портрет М.А.Тройницкой. 1924
Портрет М.Х.Франгопуло. 1922
Портрет молодого рыбака. 1934
Портрет Наташи Лансере с кошкой. 1924
Портрет О.К.Лансере. 1910
Портрет Ольги Константиновны Лансере. 1910
Портрет С.Р.Эрнста. 1921