СЕРЕБРЯКОВА ЗИНАИДА ЕВГЕНЬЕВНА
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B5%...

artcyclopedia.ru/serebryakova_zinaida_evgenevna...

Зинаи́да Евге́ньевна Серебряко́ва (девичья фамилия Лансере́; 12 декабря 1884, имение Нескучное, Белгородский уезд, Курская губерния, Российская империя — 19 сентября 1967, Париж, Франция) — русская художница, участница объединения «Мир Искусства», одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Ученица известного живописца О. Э. Браза.
Зинаида родилась 12 декабря 1884 года в имении Нескучном в одной из наиболее прославленных искусством семей Бенуа-Лансере. Её дед Николай Бенуа был знаменитым архитектором, отец, Евгений Лансере — известным скульптором, а мать — Екатерина Николаевна (1850 — 1933), сестра Александра Бенуа, в молодости была художником-графиком. Один из её братьев, Николай, — талантливый архитектор, другой, Евгений, сыграл важную роль в истории российского и советского искусства монументальной живописи и графики.
В 1900 году Зинаида окончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой.

В 1902—1903 она путешествует в Италию. В 1905—1906 занимается в Académie de la Grande Chaumière в Париже.

В 1905 Зинаида Лансере выходит замуж за студента (позднее железнодорожного инженера) Бориса Серебрякова и принимает его фамилию.

Со времён ученичества Зинаида старалась выразить свою любовь к красоте мира. Её ранние работы — «Крестьянская девушка» (1906, Русский музей) и «Сад в цвету» (1908, частное собрание) — рассказывают о её поисках и остром ощущении красоты русской земли. Эти этюды с натуры показывают, что, несмотря на молодость, её замечательный талант, её твёрдая рука и смелость были очевидны.
Zinaida Serebryakova (1914) At Breakfast.jpg

Широкую известность принес Серебряковой автопортрет (1909, Государственная Третьяковская галерея); впервые показанный на большой выставке, организованной «Миром Искусства» в 1910. За автопортретом последовали «Купальщица» (1911, Русский музей), портрет «Е. К. Лансере» (1911, частное собрание) и портрет матери художницы «Екатерина Лансере» (1912, Русский музей) — зрелые работы, твёрдые по композиции. Она вступила в общество «Мир искусства» в 1911, но отличалась от остальных членов группы любовью к простым сюжетам, гармонией, пластичностью и обобщениями в своих полотнах.

В 1914—1917 творчество Зинаиды Серебряковой переживало период расцвета. В эти годы она пишет серию картин на темы народной жизни, крестьянской работы и русской деревни, которая была так близка её сердцу: «Крестьяне» (1914—1915, Русский музей).

Наиболее важной из этих работ стала «Беление холста» (1917, Государственная Третьяковская галерея). Фигуры крестьянок, запечатлённые на фоне неба, приобретают монументальность, подчёркнутую низкой линией горизонта.

В 1916 Александр Бенуа получил заказ на роспись Казанского вокзала(*) в Москве, он приглашает Евгения Лансере, Бориса Кустодиева, Мстислава Добужинского и Зинаиду Серебрякову принять участие в работе. Серебрякова взяла тему Востока: Индия, Япония, Турция и Сиам аллегорически представлены в виде красавиц. В это же время она работает над большой картиной на темы славянской мифологии, которая осталась незаконченной.

В 1919 умирает от тифа её муж, Борис. Она остается с четырьмя детьми и больной матерью без средств к существованию. Голод. Запасы Нескучного разграблены. Нет масляных красок — приходится перейти на уголь и карандаш. В это время она рисует свое самое трагическое произведение — Карточный Домик, показывающий всех четверых осиротевших детей.

Она отказывается перейти на популярный у Советов футуристический стиль или рисовать портреты комиссаров, однако находит работу в Харьковском археологическом музее, где выполняет карандашные наброски экспонатов.

В декабре 1920 Зинаида переезжает в Петроград на квартиру деда. Ей повезло — в эту квартиру поселили «на уплотнение» не «новых хозяев жизни», а артистов театра МХАТ. В этот период она рисует на темы из театральной жизни.

Осенью 1924 Серебрякова выезжает в Париж, получив заказ на большое декоративное панно. Она собиралась вернуться в Россию, где остались её мать и дети. Однако вернуться ей не удалось, и она оказывается оторванной от Родины и детей (двух младших детей, однако, ей удалось вскоре вернуть). Все те небольшие деньги, которые ей удается заработать, она отправляет обратно в Россию. Проживает она в это время по Нансеновскому паспорту и лишь в 1947 получает французское гражданство.

Зинаида много путешествует. В 1928 и 1930 едет в Африку, посещает Марокко. Природа Африки поражает её, она рисует Атласские горы, арабских женщин, африканцев в ярких тюрбанах. Она также рисует цикл картин, посвящённый рыбакам Бретани.

Во времена хрущёвской оттепели власти СССР разрешают контакты с Серебряковой. В 1960, после 36 лет разлуки, её посещает дочь Татьяна (Тата), ставшая театральным художником во МХАТе. В 1966 большие выставки работ Серебряковой были показаны в Москве, Ленинграде и Киеве. Внезапно она становится популярной в России, её альбомы печатаются миллионными тиражами, а картины сравнивают с Боттичелли и Ренуаром.

19 сентября 1967 года Зинаида Серебрякова скончалась в Париже в возрасте 82 лет. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
В СССР и России были выпущены почтовые марки, посвященные Серебряковой.



КАРТОЧНЫЙ ДОМИК

КАПУСТА

За туалетом. Автопортрет. 1909


Автопортрет в костюме Пьеро.

Балетная уборная. Снежинки. 1923


Автопортрет в шарфе. 1911

Автопортрет с дочерьми. 1921

Автопортрет с кистью. 1924

Автопортрет. 1907

Аллегория лета. 1936-1937

Альпы. Деревня в Савойе. 1933

Англия. 1953

Аннеси. 1933

Араб на осле. 1932

Базар. Марракеш. 1928

Беление холста. 1916-1917

Беление холста1. 1917

Бретань. Городок Пон-л Аббе. Порт. 1934

Бретань. Лескониль. 1934

Бретань. Пляж в Камаре. 1926

Бретань. Пон-л Аббе. 1934

В балетной уборной (Большие балерины). 1922

Верблюды. 1932

Версаль. Крыши города. 1924

Версальский парк осенью. 1926
Весна в Крыму. 1914

Вид из окна. Нескучное. 1910

Вид на Петропавловскую крепость. 1921

Виноград. 1936

Водонос. Марокко. 1928

Горный пейзаж. Швейцария. 1914

Груши на ветках. 1930

Две марокканки. 1932

Девочка в розовом. 1932

Девочка с куклой. 1921


Девочки у рояля. 1922

Девочки-сильфиды (Балет Шопениана). 1924

Деревенская девушка. 1906

Диана и Актеон. 1916-1917

Еврейская девушка из Сефру. 1932

Жатва. 1915

Женевское озеро. 1954

Женщина с коромыслом. 1916

Задумчивый человек в голубом. Марракеш. 1932

Заплетающая косу. 1930

Зеленя осенью. 1908

Зима в Царском селе. Верхние ванны. 1912

Индия1. 1916

Индия2. 1916

Камеронова галерея в Царском селе. 1922

Кассис. Крестьянка с корзиной. 1928


Катя в голубом у елки. 1922

Катя с куклами. 1923

Катя с натюрмортом. 1923

Катя у кухонного стола. 1923

Коллиур. Мостик с козами. 1930

Корзина с виноградом на окне. Ментона. 1931

Корзина с дынями и кабачками. 1938

Корзина с сардинами. 1930

Корзина с цветами. 1934


Кормилица с ребенком. 1912

Крестьянка с квасником. 1914

Купальщица. 1911

Лежащая марокканка. 1932

Мальчик-музыкант. 1928

Марокканка в розовом платье. 1932

Марракеш. Вид с террасы на горы Атласа. 1928

Ментона. Пляж с зонтиками. 1931

Молодая женщина в белом головном уборе. 1928

Молодая марокканка. 1932

Монахиня из Кассиса. 1928

Мостик в Гатчине (Карпин пруд). 1923

Музыканты (араб и негр). 1928

На кухне. Портрет Кати. 1923

На лугу. Нескучное. 1912

На пляже. 1927

Напали на козлика серые волки. 1901

Нарцисс и нимфа Эхо. 1916-1917


Натюрморт Атрибуты искусства. 1922

Натюрморт с овощами. 1936

Натюрморт с яблоками и круглым хлебом. 1948

Натюрморт со спаржей и земляникой. 1932

Нескучное. Пахота. 1908

Нимфа Флора. 1935

Обнаженная с книгой. 1940

Обнаженная.

Овернь. Городок Эстенг. 1935

Озеро в Царском Селе. 1912

Окно. 1910

Освещенная солнцем. 1928

Отдыхающая негритянка. Марракеш. 1928



Париж. Люксембургский сад2. 1930

Пейзаж с рекой. 1910-1911

Пейзаж. Село Нескучное Курской губернии. 1916

Перед грозой (Село Нескучное). 1911

Погост. 1912

Порт в Коллиуре. 1930

Портрет А.А.Ахматовой. 1922

Портрет А.А.Черкесовой-Бенуа с сыном Александром. 1922

Портрет А.Д.Даниловой в театральном костюме. 1922
Портрет Б.А.Серебрякова. 1904

Портрет Б.Е.Поповой. 1941

Портрет Валентины Константиновны Ивановой в костюме испанки. 1924

Портрет Г.М.Баланчивадзе (Дж.Баланчина) в костюме Вакха. 1922

Портрет графини Р. Зубовой. 1939

Портрет Дамы с собачкой. И. Велан. 1926

Портрет дочери Кати. 1929

Портрет Е.Е.Зеленковой, урожденной Лансере, сестры художницы. 1913

Портрет Е.К.Лансере. 1911

Портрет Е.М.Эдвардс, в замужестве Соколовой. 1912

Портрет Е.Н.Гейденрейх в белом парике. 1924

Портрет Е.Н.Гейденрейх в голубом. 1923

Портрет Е.Н.Гейденрейх в красном. 1923

Портрет Жени Серебрякова. 1909

Портрет композитора С.С.Прокофьева. 1926

Портрет Лолы Браз. 1910

Портрет М.А.Тройницкой. 1924

Портрет М.Х.Франгопуло. 1922

Портрет молодого рыбака. 1934

Портрет Наташи Лансере с кошкой. 1924

Портрет О.К.Лансере. 1910

Портрет Ольги Константиновны Лансере. 1910

Портрет С.Р.Эрнста. 1921