Тот, кто не всегда может понять, какие именно эмоции и чувства испытывает сам, тот не поймет и других людей. Поэтому рекомендуйте руководителю прислушиваться к себе, фиксировать свои настроения, ощущения, эмоции и осознавать их. Предложите два упражнения, которые абсолютно несложно использовать в течение дня.

Упражнение 1. Перед тем, как начнется совещание или деловая встреча, сядьте, расслабьтесь и наблюдайте, что Вы чувствуете. Можно прийти на совещание или деловую встречу на несколько минут раньше коллег. Осознав свое состояние и распознав ощущения, озвучивайте их, проговаривайте вслух, например: «Мне спокойно», «Мне не по себе», «Мне некомфортно», «Я волнуюсь, так как не знаю, какие люди пришли на деловую встречу».

В этой картине Ингмара БЕРГМАНА много сцен «крупного плана», которые дают возможность наблюдать в динамике всю гамму чувств героев. Возьмите за правило смотреть, скажем, по два кинофильма в месяц не расслабленно, а именно в учебных целях. Лучше, если Вы будете смотреть фильмы с кем-то из родных или коллег, чтобы потом обсудить увиденное. Обращайте внимание на взаимодействие героев, на их конфликты и на то, как они улаживаются. Изучайте язык тела персонажей, чтобы понять, как этот язык передает их чувства. Подмечайте детали поведения и настроения киногероев. Благодаря тому, что действие происходит на экране, Вы не до конца можете погрузиться в бурю страстей и эмоций, что дает Вам возможность сохранять отстраненность и правильно тренировать навык восприимчивости.

Упражнение 2. Задайте себе вопросы: «Если я понимаю, что со мной происходит, что дальше? Какие действия хочу совершить»? Например, Вы чувствуете обиду и беспомощность. Это вызывает у Вас желание расплакаться. Но Вы не можете себе этого позволить (особенно, будучи в офисе). Как же тогда можно выразить свои эмоции? Оставшись наедине в своем кабинете, крикните, так сказать, выпустите пар.

Чем лучше Вы будете понимать, что Вам хочется сделать, когда Вы испытываете определенную эмоцию, тем легче осознаете, какие чувства скрываются за действиями других людей. Например, Вы четко прочувствуете: если человек разговаривает на повышенных тонах, значит, он чем-то возмущен или сильно взволнован.



Развить эмпатию не сложно. Следуйте нескольким простым правилам

Вы будете их соблюдать, то научитесь понимать и принимать чувства других людей, принимать эффективные управленческие решения. Вот эти правила:

– не осуждайте людей, когда общаетесь с ними;

– прежде чем высказывать свою точку зрения, пытайтесь понять других людей;

– не перебивайте собеседника;

– наблюдайте за жестами, выражением лица других людей, чтобы понять их чувства;

– стремитесь получать пояснения от людей по поводу того, какие эмоции они испытывают;

– наблюдайте за поведением тех людей, которые, по Вашему мнению, обладают чуткостью, и пытайтесь подражать им;

– предлагайте помощь коллегам, друзьям, членам семьи и даже незнакомым людям.