Картина Старый рыбакДо недавнего времени лишь немногим, кто интересуется живописью, в частности, экспрессионизмом и примитивизмом, было известно имя венгерского художника Тивадара Костки Чонтвари. Об умершем в нищете почти 100 лет назад живописце, которого, к тому же, считали сумасшедшим (некоторые исследователи его биографии думают, что Тивадар был болен шизофренией), совсем недавно заговорили многие.
Дело в том, что один из сотрудников городского музея г. Печа, рассматривая картину Тивадара Чонтвари «Старый рыбак», обнаружил, что если разделить полотно зеркалом пополам, получится два разных изображения! Данная деталь заинтересовала не только многих искусствоведов, но и обычных людей. Заговорили о тайном мистицизме произведения, было пересмотрено отношение к творческому наследию венгерского самоучки. В России интерес к этому факту вырос после выхода в эфир выпуска передачи «Что? Где? Когда?» от 1 октября 2011 г., во время которой зритель с вопросом о картине «Старый рыбак», сумел обыграть знатоков.
Непризнанный художник
Родился Тивадар Костка Чонтвари в 1853 г. в небольшом венгерском селении Кишсебен. Отец его был врачом и аптекарем, интересовался наукой, был убежденным противником алкоголя и табака, причем яро выступал за их запрет. Начальное образование Тивадар получил здесь же, но после пожара в 1866 г. переехал к родственникам матери в Ужгород. Окончив среднюю школу, работал помощником трейдера в Прешове.
От своего отца, Ласло, молодой Тивадар Чонтвари унаследовал интерес к фармакологии. В результате, он получил фармацевтическое образование в университете Будапешта, а позже изучал право и работал клерком у заместителя столичного мера. Во время учебы пользовался уважением других студентов, избирался главой студенческой организации, участвовал в забастовках 1879 г.
Путь художника Тивадар начал в 1880 г. В один осенний день, работая в аптеке, он посмотрел в окно, машинально взял в руки карандаш, бланк рецепта и стал рисовать. Это было не что-то абстрактное – на бумаге оказалась запечатленной проезжавшая мимо телега. Хозяин аптеки, увидев картину, похвалил Чонтвари, сказав, что не иначе, как сегодня, родился художник. Позже, уже на закате жизни, сам Тивадар в автобиографии, написанной в свойственной ему мистическо-пророческой манере, описывая случившееся, говорил о том, что ему было видение. Именно оно и подсказало Тивадару его предназначение – стать великим живописцем.
С этого времени Тивадар Костка начал путешествовать, с целью ознакомиться с творчеством великих художников. Он ездил в Ватикан и Париж. Потом вернулся в Венгрию, открыл собственную аптеку и полностью отдался работе, чтобы обрести финансовую независимость и заниматься тем, для чего был, по его мнению, рожден. Первую картину Тивадар нарисовал в 1893 г. Годом позже он отправился в Германию (Мюнхен, Карлсруэ, Дюссельдорф) и Францию (Париж), чтобы учиться рисованию. Однако новоиспеченному художнику это быстро надоело, и в 1895 г. он отправился в путешествие по Италии, Греции, на Ближнему Востоку и Африку, чтобы рисовать местные пейзажи. Со временем он начал подписывать свои картины не фамилией Костка, а псевдонимом Чонтвари.
Живописью Тивадар Чонтвари занимался до 1909 г. В это время начала прогрессировать его болезнь (предполагаемо, шизофрения, которая сопровождалась манией величия), а редкие картины стали отражением сюрреалистических видений. Написал художник также несколько аллегорических по смыслу философских трактатов. За жизнь ни одну из своих картин Тивадар так и не продал – выставки в Париже особой популярностью не пользовались, а на родине их почти не было. Умер живописец в 1919 г., та к и не получив признания своего таланта.
Бог и дьявол в картине «Старый рыбак»
Совсем недавно предметом пристального внимания искусствоведов стала картина Тивадара Костки Чонтвари «Старый рыбак», написанная им в 1902 г. Посредством зеркального отражения поочередно левой и правой частей картины создаются два абсолютно разных изображения – Бог в лодке на фоне спокойного озера или же Дьявол на вулкане и штормовые воды позади.
После открытия данного факта, к признанию креативности автора картины подошли по-другому. Но что хотел сказать Тивадар Чонтвари своим произведением? Многие заподозрили связь творчества художника с мистицизмом и с большим усердием принялись изучать наследие венгерского живописца.
Бог и дьявол на картине Старый рыбак
Наиболее правдоподобной версией относительно заложенной в картине идеи является мнение о дуалистическом характере человеческой природы, который Тивадар хотел передать. Всю жизнь человек проводит в постоянной борьбе двух начал: мужского и женского, доброго и злого, интуитивного и логического. Это и есть составляющие бытия. Как бог и дьявол на картине Чонтвари, они дополняют друг друга, без одного нет другого.
«Старый рыбак» как воплощение прожитой жизни и человеческой мудрости с помощью простого приема показывает, как гармонируют в каждом из нас плохое и хорошее, добро и зло, бог и дьявол. И уравновесить их – задача каждого человека.
При жизни венгерский художник-самоучка Тивадар Костка, известный также под псевдонимом Чонтвари, не продал ни одного своего полотна. Большинство знакомых считало его сумасшедшим, не имеющим никакого таланта к живописи. После смерти Тивадара его работы сразу были проданы — все, «скопом» — но не в качестве картин, а как куски пригодного для повторного использования холста... К счастью, эта прискорбная участь все же их миновала. В числе прочих сохранилась картина «Старый рыбак», спустя сто лет пренебрежения вызвавшая волну самого пристального интереса со стороны ученых, искусствоведов и религиозных деятелей по всему миру.
Тивадар Костка родился в семье аптекаря, и его профессиональная судьба с детства была определена. Он сменил много специальностей — служил в торговле, посещал лекции на факультете права — но в итоге стал фармацевтом. Ему было уже 28 лет, когда однажды в своей аптеке он схватил карандаш и нарисовал на рецептурном бланке проезжавшую мимо окна телегу, запряженную буйволами. Так он решил стать художником, причем — великим.
Дальнейшая его творческая судьба была нелегкой — после попыток «найти себя» в Риме и Париже, Тивадар вернулся на родину и 14 лет проработал в аптеке, надеясь, что это поможет ему добиться материальной независимости. Скопив небольшой капитал, он отправился учиться в Мюнхен, затем снова в Париж, Италию, Грецию, Северную Африку и на Ближний Восток. В 1900 году Тивадар сменил свою фамилию Костка на псевдоним Чонтвари.
Его кисти принадлежит более 100 полотен, по стилистике близких к экспрессионизму. В 1902 году была написана картина «Старый рыбак» — пожилой мужчина со странно асимметричным лицом сидит в лодке посреди озера лицом к зрителю. До конца XX века специалисты в области изобразительного искусства считали эту работу, как и другие произведения Чонтвари, ничем не примечательной. Но однажды кто-то догадался приложить зеркало к середине полотна, и так стало ясно, что картин-то две! На одной изображен сидящий в лодке Господь, позади которого расстилается спокойная гладь воды и возвышается величественная гора. На другой — мрачно смотрит дьявол, озеро содрогается от налетевшего шторма, а гора превращается в извергающийся вулкан...
Чем было вызвано это странное художественное решение — прогрессирующей шизофренией или стремлением донести до зрителя что-то важное? А, может быть, и тем, и другим одновременно?.. Увы, мы вряд ли когда-нибудь это узнаем. После провала персональных выставок во Франции и Венгрии, Тивадар перестал писать. Его душевная болезнь прогрессировала, странности в поведении и образе жизни закрепили за художником стойкую репутацию сумасшедшего. 20 июня 1919 года он скончался.
Благодаря таинственному покупателю, который после смерти художника приобрел все его работы, они сохранились — большая часть полотен собрана в музее венгерского города Печа. После открытия, сделанного со «Старым рыбаком», специалисты берутся судить об их художественной ценности лишь с большой осторожностью — неизвестно, что еще мог зашифровать безумный мастер в своих картинах...
Дело в том, что один из сотрудников городского музея г. Печа, рассматривая картину Тивадара Чонтвари «Старый рыбак», обнаружил, что если разделить полотно зеркалом пополам, получится два разных изображения! Данная деталь заинтересовала не только многих искусствоведов, но и обычных людей. Заговорили о тайном мистицизме произведения, было пересмотрено отношение к творческому наследию венгерского самоучки. В России интерес к этому факту вырос после выхода в эфир выпуска передачи «Что? Где? Когда?» от 1 октября 2011 г., во время которой зритель с вопросом о картине «Старый рыбак», сумел обыграть знатоков.
Непризнанный художник
Родился Тивадар Костка Чонтвари в 1853 г. в небольшом венгерском селении Кишсебен. Отец его был врачом и аптекарем, интересовался наукой, был убежденным противником алкоголя и табака, причем яро выступал за их запрет. Начальное образование Тивадар получил здесь же, но после пожара в 1866 г. переехал к родственникам матери в Ужгород. Окончив среднюю школу, работал помощником трейдера в Прешове.
От своего отца, Ласло, молодой Тивадар Чонтвари унаследовал интерес к фармакологии. В результате, он получил фармацевтическое образование в университете Будапешта, а позже изучал право и работал клерком у заместителя столичного мера. Во время учебы пользовался уважением других студентов, избирался главой студенческой организации, участвовал в забастовках 1879 г.
Путь художника Тивадар начал в 1880 г. В один осенний день, работая в аптеке, он посмотрел в окно, машинально взял в руки карандаш, бланк рецепта и стал рисовать. Это было не что-то абстрактное – на бумаге оказалась запечатленной проезжавшая мимо телега. Хозяин аптеки, увидев картину, похвалил Чонтвари, сказав, что не иначе, как сегодня, родился художник. Позже, уже на закате жизни, сам Тивадар в автобиографии, написанной в свойственной ему мистическо-пророческой манере, описывая случившееся, говорил о том, что ему было видение. Именно оно и подсказало Тивадару его предназначение – стать великим живописцем.
С этого времени Тивадар Костка начал путешествовать, с целью ознакомиться с творчеством великих художников. Он ездил в Ватикан и Париж. Потом вернулся в Венгрию, открыл собственную аптеку и полностью отдался работе, чтобы обрести финансовую независимость и заниматься тем, для чего был, по его мнению, рожден. Первую картину Тивадар нарисовал в 1893 г. Годом позже он отправился в Германию (Мюнхен, Карлсруэ, Дюссельдорф) и Францию (Париж), чтобы учиться рисованию. Однако новоиспеченному художнику это быстро надоело, и в 1895 г. он отправился в путешествие по Италии, Греции, на Ближнему Востоку и Африку, чтобы рисовать местные пейзажи. Со временем он начал подписывать свои картины не фамилией Костка, а псевдонимом Чонтвари.
Живописью Тивадар Чонтвари занимался до 1909 г. В это время начала прогрессировать его болезнь (предполагаемо, шизофрения, которая сопровождалась манией величия), а редкие картины стали отражением сюрреалистических видений. Написал художник также несколько аллегорических по смыслу философских трактатов. За жизнь ни одну из своих картин Тивадар так и не продал – выставки в Париже особой популярностью не пользовались, а на родине их почти не было. Умер живописец в 1919 г., та к и не получив признания своего таланта.
Бог и дьявол в картине «Старый рыбак»
Совсем недавно предметом пристального внимания искусствоведов стала картина Тивадара Костки Чонтвари «Старый рыбак», написанная им в 1902 г. Посредством зеркального отражения поочередно левой и правой частей картины создаются два абсолютно разных изображения – Бог в лодке на фоне спокойного озера или же Дьявол на вулкане и штормовые воды позади.
После открытия данного факта, к признанию креативности автора картины подошли по-другому. Но что хотел сказать Тивадар Чонтвари своим произведением? Многие заподозрили связь творчества художника с мистицизмом и с большим усердием принялись изучать наследие венгерского живописца.
Бог и дьявол на картине Старый рыбак
Наиболее правдоподобной версией относительно заложенной в картине идеи является мнение о дуалистическом характере человеческой природы, который Тивадар хотел передать. Всю жизнь человек проводит в постоянной борьбе двух начал: мужского и женского, доброго и злого, интуитивного и логического. Это и есть составляющие бытия. Как бог и дьявол на картине Чонтвари, они дополняют друг друга, без одного нет другого.
«Старый рыбак» как воплощение прожитой жизни и человеческой мудрости с помощью простого приема показывает, как гармонируют в каждом из нас плохое и хорошее, добро и зло, бог и дьявол. И уравновесить их – задача каждого человека.
При жизни венгерский художник-самоучка Тивадар Костка, известный также под псевдонимом Чонтвари, не продал ни одного своего полотна. Большинство знакомых считало его сумасшедшим, не имеющим никакого таланта к живописи. После смерти Тивадара его работы сразу были проданы — все, «скопом» — но не в качестве картин, а как куски пригодного для повторного использования холста... К счастью, эта прискорбная участь все же их миновала. В числе прочих сохранилась картина «Старый рыбак», спустя сто лет пренебрежения вызвавшая волну самого пристального интереса со стороны ученых, искусствоведов и религиозных деятелей по всему миру.
Тивадар Костка родился в семье аптекаря, и его профессиональная судьба с детства была определена. Он сменил много специальностей — служил в торговле, посещал лекции на факультете права — но в итоге стал фармацевтом. Ему было уже 28 лет, когда однажды в своей аптеке он схватил карандаш и нарисовал на рецептурном бланке проезжавшую мимо окна телегу, запряженную буйволами. Так он решил стать художником, причем — великим.
Дальнейшая его творческая судьба была нелегкой — после попыток «найти себя» в Риме и Париже, Тивадар вернулся на родину и 14 лет проработал в аптеке, надеясь, что это поможет ему добиться материальной независимости. Скопив небольшой капитал, он отправился учиться в Мюнхен, затем снова в Париж, Италию, Грецию, Северную Африку и на Ближний Восток. В 1900 году Тивадар сменил свою фамилию Костка на псевдоним Чонтвари.
Его кисти принадлежит более 100 полотен, по стилистике близких к экспрессионизму. В 1902 году была написана картина «Старый рыбак» — пожилой мужчина со странно асимметричным лицом сидит в лодке посреди озера лицом к зрителю. До конца XX века специалисты в области изобразительного искусства считали эту работу, как и другие произведения Чонтвари, ничем не примечательной. Но однажды кто-то догадался приложить зеркало к середине полотна, и так стало ясно, что картин-то две! На одной изображен сидящий в лодке Господь, позади которого расстилается спокойная гладь воды и возвышается величественная гора. На другой — мрачно смотрит дьявол, озеро содрогается от налетевшего шторма, а гора превращается в извергающийся вулкан...
Чем было вызвано это странное художественное решение — прогрессирующей шизофренией или стремлением донести до зрителя что-то важное? А, может быть, и тем, и другим одновременно?.. Увы, мы вряд ли когда-нибудь это узнаем. После провала персональных выставок во Франции и Венгрии, Тивадар перестал писать. Его душевная болезнь прогрессировала, странности в поведении и образе жизни закрепили за художником стойкую репутацию сумасшедшего. 20 июня 1919 года он скончался.
Благодаря таинственному покупателю, который после смерти художника приобрел все его работы, они сохранились — большая часть полотен собрана в музее венгерского города Печа. После открытия, сделанного со «Старым рыбаком», специалисты берутся судить об их художественной ценности лишь с большой осторожностью — неизвестно, что еще мог зашифровать безумный мастер в своих картинах...